05 апреля (23 марта) 1913 года

Вечерние  Известия

На аэродроме.

Завтра открывается авиационная неделя московского аэродрома. В полетах примут участие: Габер-Влынский, Росинский и второй инструктор военно-воздухоплавательной школы А.Красильников. Интересна судьба этого молодого человека. Раньше он служил в магазин Елисеева. В Москве появляются автомобили и Красильников начинает ездить шоффером. И среди автомобилистов завоевывает имя лучшего и неустрашимого ездока. Копит деньги, покупает аппарат Фармана и начинает учиться. Трудно приходилось. Несколько раз разбивал машину. Приходилось самому чинить... денег не было, но энергия и бесконечное желание быть авиатором, победили все. В настоящее время Красильников настолько постиг искусство летать, что приглашен помощником инструктора в нашу военно-авиационную школу.
Интерес авиационных дней сосредоточился на предполагаемом подъеме на 3 тысячи метров А.М.Габер-Влынского, который спустится оттуда по спиральной линии с остановленным мотором.

Голос Москвы

Московская жизнь

В «Эстетике».

На последнем собрании общества «Свободной эстетики» В.Я.Брюсов прочитал 20 своих новых переводов стихотворений Эдгара По, в том числе «Ворона», «Улялюм», «Червя-Победителя», «Страна снов» и друг., которые уже были переведены ранее К.Д.Бальмонтом. По словам В.Я.Брюсова, его побудила к этому крайняя неточность переводов Бальмонта, допускающего не только изменение размеров подлинника, но и введение совершенно новых выражений и слов, которых нет в английском оригинале.
Кроме того, им же были прочитаны переводы из французских поэтов ХVIII века.

МУЖ ПРОДАЛ ЖЕНУ ЗА 3 Р.

Из Новоторжского уезда сообщают: на масленой неделе текущего года в одной чайной в селе Марьине, Новоторжского уезда, вечером сидели загулявшие мужички.
Они между собой производили всевозможные торги, как то: мясник купил лошадь у соседа, за 85 руб., которая стоит в торговый день на конной руб. 40, и много продавали и покупали другого имущества, наконец продать уже было нечего. Находившийся там же крестьянин Перчихин предложил продать свою жену. Бывший тут же зажиточный крестьянин Ар. Горюнов стал торговать ее у В.Перчихина. Долго они торговались между собой, наконец сошлись: Перчихин уступает жену за 3 руб. с тем, чтобы эти деньги поступили на угощение все присутствующих.
Горюнов три рубля отдал и Перчихин посла за женой. Явившаяся вскоре жена, узнав в чем дело и для чего ее позвали, начала наносить покупателю всевозможные оскорбления и наконец плюнула ему в глаза и ушла.

За слово «хулиган» - 7 дней ареста.

Интересное дело слушалось вчера , 22-го Марта, у мирового судьи IХ участка.
Жена полковника Х.И.Благовещенская обозвала своего сослуживца, студента Н.Прудковского, - «хулиганом».
Студент оскорбился и подал в суд.
Ряд свидетелей показали на суде, что г-жа Благовещенская требовала от своих сослуживцев, чтобы они относились к ней с особым уважением, так как она «полковница».
Н.Прудковский ей не угодил и поэтому был награжден «лестным эпитетом». Со стороны студента выступал пом. прис. повер. Н.Л.Криличевский, который указал, что если ругаются две селедочницы и награждают друг-друга «цветистыми» словами – оно понятно, но, если к ругательствам прибегает жена полковника, которой много дано, то с нее должно быть и много взыскано.
Судья приговорил г-жу Х.И.Благовещенскую к высшей мере наказания, к семи дням ареста, без замены штрафом.

ЗА РУБЕЖОМЪ

Можно ли описать подвязки?

Этот пикантный и совсем не юридический вопрос пришлось недавно разрешить одному из судей города Парижа.
Мадемуазель Лепельтье, артистка одного из многочисленных во французской столице театров легкого жанра, задолжала своей портнихе. Та, наскучив ждать, потребовала долг через суд. На разбирательстве дела артистка заявила, что она не отказывается платить, но что у нее в данный момента совершенно нет денег.
В ответ на это признание, адвоката истицы обратил внимание судьи на следующее обстоятельство: по его, адвоката, сведениям, мадемуазель Лепельтье носит подвязки с бриллиантовыми застежками, стоимость которых вполне покрыла бы ее долг портнихе. И он просил наложить немедленно ареста на эту принадлежность туалета м-ль Лепельтье.
Судья оказался довольно в затруднительном положении. Но затем, поразмыслив, он положил такую резолюцию: «Истина имеет полное юридическое право требовать описи подвязок, но, принимая во внимание, что они находятся в таком месте, на которое компетенция и власть судебного пристава не распространяются, ходатайство истицы не может быть уважено».

„Святая“ деревни Аззано.

В итальянской деревне Аззано, насчитывающей около 1,300 жителей, разыгрались на-днях удивительные сцены религиозного фанатизма. Одна 30-летняя истеричная работница на ткацкой фабрике по имени Тереза Марра точно предсказала недавно выздоровления некоторых больных и смерть других. Марра немедленно была провозглашена святой и к ней со всех сторон стали стекаться больные с просьбами об исцелении.
Вскоре Марра предсказала даже день собственной кончины и, действительно, в указанный ею день она сильно захворала.
Тихая, в обычное время деревня стала неузнаваемой. Не менее 30,000 человек, прибывших из ближних и дальних мест пешком, на лошадях и частью в элегантных автомобилях, запрудили все улицы. Часть толпы, стоя на коленях в уличной грязи, возносила свои молитвы; другая устраивала религиозные процессии. Многие стали уносить от дома «святой» деревянный и каменные части и даже штукатурку в качестве реликвий. Потребовалось вмешательство карабинеров, чтобы отстоять дом, который подвергался опасности быть разрушенным.
До поздней ночи толпа не расходилась и полиции стоило большого труда ее рассеять. Положение больной серьезное, но врачи уверены, что она выздоровеет, если ей будет дан надлежащий покой.

КРУПИНКИ.

На северном берегу острова Целебеса землетрясением причинены ужасныя бедствия. Большая часть рыбацкой флотилии, стоявшей вдоль берега, погибла. Число жертв пока не выяснено.

Английский пароход „Агадир“, имевший на борту 150 пассажиров, потерпел аварию у Мазагана, на западном берегу Марокко.

В Антверпене уничтожен пожаром самый большой театр в Бельгии, „Альгамбра“.

Вслед за Везувием начал обнаруживать признаки деятельности также вулкан Этна, извергающий сильные клубы дыма. Полагают, что оба явления стоять в связи одно с другим.

В Риме умер нищий, в доме которого найдены деньги и ценные бумаги на сумму в несколько миллионов франков.

НАЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

В Киеве дворянин Р. заявил, что жена его во время его отсутствия похитила из квартиры чрез разбитое окно 500 руб. и разныя вещи на 100 руб.

В районе ст. Федченко, Скобелевскаго уезда, у крестьянки Крупновой обнаружен склад фальшивой монеты двадцатикопеечного достоинства. Крупнова арестована.

В Одессе в больницу доставлен в бессознательном состоянии и вскоре скончался 2-летний мальчик Николай Володин, который подавился апельсином.

В дер. Панской, Смоленского уезда, 75-летний старик Васюренков вздумал в своей избе устроить себе баню. Натопив печь, Васюренков вымылся, a затем забрался в печь попариться. Когда пришли домашние, Васюренкова извлекли из печки мертвым.

ГЕРМАН ГЕССЕ. Окольные пути. Рассказы.

Авторизованный перевод с немецкого А.Д.Даманской.

Москва, 1913 г. Цена 1 руб.

Пять рассказов Германа Гессе, объединенных под общим заглавием: «Окольные пути», освещают, с небольшими видоизменениями, один и тот же вопрос об истинных стремлениях человека, о борьбе между «великими» и «малыми» делами. Все герои Германа Гессе отдают предпочтение маленькому личному счастью перед служением идеалам и принципам, a те из них, которые задаются высокими целями, в результате отказываются от последних, ибо не рождены люди для великих дел. «При всей моей бедности, я не так несчастна», — говорит Агнеса Вайнланд в самом интересном рассказе «Неприемлющий мира»,—«чтобы отважиться на путь, ведущий из жизни в неведомое пространство»; и тот, кому и она это говорить, в результате бесплодных блужданий в «неведомом пространстве», возвращается к «жизни» и возвращается с радостью, ибо эта «жизнь» всегда влекла его к себе—даже тогда, когда он старался итти по другому пути. Герман Гессе—скептик, он не пессимист. В этом именно его отличие от Чехова, с которым он, несомненно, имеет много общего не только в смысле идеи своих произведений, но даже в манере, порой юмористического, изображения своих героев.
Эта родственная близость Г.Гессена к Чехову делает его особенно интересным для читающей России.
Нельзя умолчать и еще об одной ценной черте автора—отсутствии тенденциозности и нарочитого создания выводов. Все естественно и психологически правдиво.
Жизнь изображена, как она есть.
Рассказы читаются легко и увлекательно. Перевод не оставляет желать ничего лучшего.

Е.ГОРСКИЙ.

Строительная катастрофа.

Вчера в Москве произошла грандиозная строительная катастрофа — рухнула только что законченная стройкой громадная каменная стена семиэтажного дома, возводимого московским купцом A.И.Титовым, на углу Малой и Нижней Кисловки и Калашного переулка.
Катастрофа произошла рано утром, когда рабочие — обыкновенно начинавшие работу в шесть часов утра—только что готовились приступить к работе. Когда они пили чай, один из рабочих, зачем-то ходивший к постройке, сказал товарищам:
        — А наш дом что-то трещит...
На это тогда никто не обратил внимания. Всего рабочих, ночевавших в сторожке при стройке, было до 50 человек. К началу работ должны были явиться и остальные.
Рухнувшая часть дома еще но была закончена, и здесь были сосредоточены главные кадры рабочих. Если бы катастрофа произошла несколькими минутами позже, то под развалинами дома было бы до 100 трупов...
Теперь жертв нет, по крайней мере все рабочие на лицо.
Является предположение, что могли попасть под развалины проходившие в это время по Калашному пер., в который и обрушилась постройка, лица, по это еще не выяснено.
Жильцы соседних домов передают, что в момент обвала по мосткам забора, окружавшего постройку, проходил какой-то господин. Когда раздался треск, он схватился за голову и бросился бежать. Что произошло с ним—неизвестно. Возможно, что после раскопок, к которым приступают сегодня, и будет найден чей-нибудь труп.
Падению стены предшествовал страшный грохот, похожий на сильный грозовой ударь. Поднялся громадный, долго не улегавшийся столб пыли.
Когда он, наконец, рассеялся, сбежавшаяся толпа увидела, что весь переулок перед домом Титова запружен горой кирпича, деревянных балок и железа. Обвалилась не вся стена, а ее средняя часть сажен в восемь длиною. С двух сторон остались выступы сажени по две — выступы совершенно уцелевшие.
Стена не упала, а как бы сползла и потому только не обрушилась всей своей тяжестью па противоположный дом. В нем только полопались окна от сотрясения, да нисколько балок залетело во двор.
О катастрофе было немедленно дано знать в градоначальство и на место ее тотчас же прибыли временно и. д. градоначальника полк. В. Ф. Модль и чины технической комиссии при градоначальстве во главе с инженером А.А.Фольбаумом.
Прибыл немного спустя и старший прокурор окружного суда Тверской и помощник начальника сыскной полиции Андреев.
Техническая комиссия приступила к раследованию причин катастрофы.

Причины катастрофы.

Старший инженер технической комиссии при градоначальстве, производивший разследование причин катастрофы, A.A.Фольбаум сообщил нам, что, по мнению комиссии, катастрофа последовала вследствие трех причин, каждая из которых в отдельности могла бы и не иметь значения, но в соединении одна с другой неминуемо должны были вызвать обвал дома.
        Во-первых, дом строился из негодного материала. Плохой кирпич, тощий раствор цемента, так же не лучшего качества, — вот основные элементы, из которых складывалась постройка.
        Вторая причина—плохая стройка. Кладка делалась крайне небрежно, не по отвесу. Стены таким образом, клались не вертикально, углы были неправильны. Цемент клался толсто - получались так называемые недопустимые «толстые швы».
        Третья причина— рискованная конструкция постройки. Особенно неудачно в этом отношении было устройство столбов между окнами, которые не могли выдержать тяжести верхних этажей.
Сказалась на постройке и поздняя кладка. [...]

Строительная катастрофа в доме Титова.

В Россiи.

Одесские хулиганы.

ОДЕССА, 22,III. Сегодня утром неизвестный хулиган, подойдя к дому, в котором помещается контора «Одесских Новостей», швырнул в окно конторы громадный булыжник.
Спустя некоторое время, хулиган разбил в конторе «Южной Мысли» кирпичом большое зеркальное стекло.
Хулигана удалось задержать около редакции «Одесского Листка» в тот момент, когда он собирался запустить камнем в окно.
Доставленный городовым и дворником в участок, неизвестный, в ожидании составления протокола, на глазах полицейских успел скрыться.
Между прочим, вчера вечером были разбиты стекла в редакции «Одесской Почты». Задержанный на месте безобразник оказался служащим городского водопровода.
Такие подвиги хулиганов не без основания ставят в связь с начавшейся выборной кампанией в городскую думу.

Аферист Кооль.

БАТУМ, 22,III. После обыска, по предписанию тифлисской полиции, выслан из Тифлиса приезжий Кооль.
Выяснилось, что Кооль, разъезжая по разным городам, выдавал себя за сотрудника «Русского Слова», Баяна, князя Волконского и других лиц, заводил знакомства и совершал мелкие аферы. Между прочим, из местной и тифлисской публичных библиотек он похитил несколько ценных книг.
Кооль имеет документ об окончании петербургского университета и носит студенческую форму.

Педагог Бала.

САРАТОВ, 22,III. Сегодня с преподавателем реального училища Бала произошел новый инцидент.
Г.Бала намеревался арестовать на улице группу гимназистов. За учеников заступился преподаватель гимназии.
Вокруг споривших собралась толпа, которая начала грозить г. Бала расправой.
«Специалист по школьному надзору» поспешил скрыться.

На Волге.

РЫБИНСК, 22,III. Стоявший целую неделю затор льда сегодня прорвало. Начался полный ледоход.
Есть новые аварии с судами. Некоторые из них соврало с укреплений и унесло вниз Несколько поврежденных судов, оторванных ледоходом выше Рыбинска, проплыло мимо города.
ЯРОСЛАВЛЬ, 22,III. (По телефону). На Волге полный ледоход. Зазимовавший в открытом плесе караван спасен. Суда успели уйти в устье Которосли.

Матросы-фальшивомонетчики.

АРХАНГЕЛЬСК, 22,III. Арестованы матросы дисциплинарного полуэкипажа Серебряков и Бура, фабриковавшие фальшивые рубли. Местом «фабрики», служила квасная полуэкипажа.

Утро России

ТЕЛЕГРАММЫ

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

Русский дар Черногории.

ВЕНА, III, 22 (СПА). Все газеты сообщают, что в числе прибывших в Сан-Джиованни-Ди-Медуа пароходов находится также русский пароход, выгружающий орудия, патроны и военные шинели.
Примечание. По этому поводу «С.Петербургское Телеграфоное Агентство» осведомилось, что означенные военные материалы были подарены Черногорией еще осенью 1911 года, но своевременно ею не были вывезены. В январе нынешнего года Черногория решила вывезти принадлежавшие ей материалы. Со своей стороны, Россия не имела никакого касательства к означенной перевозке.

Нападение пиратов.

ГОНКОНГ, III, 22(СПА). На английское судно «Тайон», совершающее рейсы по Сикиангу, в качестве пассажиров явилось 100 вооруженных пиратов. При выходе судна в дельту реку Кантона, пираты убили китайского штурмана, остановили судно, связали капитана и старших офицеров, убили одного и ранили четырех пассажиров, испортили машины и, ограбив пассажиров, скрылись на лодках.